За рулем, в кабинете, на хоккейной арене и с горячими блинами — о чем Александр Лукашенко рассказал в одном из самых необычных интервью

Президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью известной российской журналистке, интервьюеру Наиле Аскер-заде. В эфир оно вышло сегодня, 10 января, в авторской программе «Действующие лица» на телеканале «Россия 1», сообщает корреспондент БЕЛТА.

И хоть интервью с Главой белорусского государства всегда интересны и резонансны сами по себе, однако в этот раз в первую очередь заметен необычный формат — Александр Лукашенко отвечает на вопросы, находясь за рулем автомобиля, на хоккейной площадке, во Дворце Независимости, в домашней обстановке за горячими блинами… Поэтому и беседа получилась не только душевной, но и очень разносторонней. А бонусом — интервью с Николаем, младшим сыном Александра Лукашенко. Кстати, юношу в своих соцсетях журналистка охарактеризовала как неизбалованного, скромного, думающего человека. Впрочем, обо всем по порядку.

«За рулем с 8-го класса — на тракторе»

Беседа началась в неожиданной обстановке — в автомобиле, за рулем которого Александр Лукашенко был лично. «Поехали? Ты не боишься?» — спросил глава государства.

«Ну, конечно, президент меня никогда не возил, но такой рулевой, как вы, — со стажем!» — ответила журналистка.

Президент рассказал, что сам за рулем ездит постоянно, в том числе на регулярные спортивные тренировки. «Я же в шутку говорю — родился в автомобиле. Первый мой опыт был — это трактор. МТЗ 50-ый», — сказал он.

Александр Лукашенко признался, что за рулем ездит с 8 класса — на тракторе, а первым автомобилем был ГАЗ-51. Таким образом, водительский стаж у белорусского лидера примерно в два раза больше, чем президентский.

«Президент — это белка в колесе»

Отвечая на вопрос о том, не устал ли он на посту руководителя страны, Александр Лукашенко ответил: «Человек привыкает ко всему. Президент — это белка в колесе. Остановиться невозможно. Вот колесо вертится — ты бежишь, бежишь, бежишь. Наверное, пока, как в народе говорят, не скопытишься, не упадешь. Поэтому привыкаешь, и такого ощущения (нет. — Прим. БЕЛТА), что вот — ах, устал, все, не хочу, ухожу и так далее… Может, это и так, если бы ты думал об этом. Но об этом не думаешь».

Глава государства рассказал, что очень не любит командировки, особенно связанные с дальними перелетами, так как это утомительно. С другой стороны, это колоссальный опыт для младшего сына Николая, отметил Президент. «Он увидел это во всех проявлениях, эту работу», — сказал Александр Лукашенко.

Нравится ли Александру Лукашенко, когда его называют Батькой? Такой вопрос Наиля Аскер-заде задала главе государства. «Ну, я и есть батька. Нравится или не нравится. Батька и батька. Я привык к этому», — ответил Президент.

«У президента нет начала рабочего дня и нет окончания его»

«Это действительно так, я не шучу. Потому что бывает иногда, сутки приходится работать, в острые периоды (честно говоря, не так много в президентской жизни острых таких периодов)», — рассказал Александр Лукашенко.

«Но в этом году были?» — уточнила интервьюер.

«Ну, ты же знаешь. У нас протестуны ходили по улицам по выходным, поэтому и выходных не было, если уж так откровенно говорить», — сказал глава государства.

Что касается его рабочего дня, то Александр Лукашенко просыпается очень рано. Это привычка еще с детства.

«Часто, если не удается там под утро уснуть, я беру что-то пишу там. Или тезисы какие-то набрасываю. Ну, потом, если удастся вздремнуть там час-полчаса до 6, в 6 я просыпаюсь, полшестого, и на зарядку», — раскрыл подробности своего графика Президент.

Зарядкой Александр Лукашенко в основном занимается на свежем воздухе и признается, что не любит никакого фитнеса и не относится к так называемым качкам. Предпочитает же глава белорусского государства игровые виды спорта: «Я футболист по профессии, с детства. Ну а потом — коленный сустав травмировал, в 10 классе, а дало себя знать уже в возрасте. Ну, поэтому занимаюсь иногда хоккеем»

На лед — примерно три раза в неделю

Александр Лукашенко пригласил Наилю Аскер-заде на одну из хоккейных тренировок, которая проходила вечером на льду столичного физкультурно-спортивного комплекса «Олимпик Арена».

Глава государства рассказал, что на лед выходит примерно три раза в неделю. Для журналистки он специально провел небольшой мастер-класс, рассказал и показал, как держаться в хоккейной амуниции и бросать по воротам. «О, слушай, она с лету забивает!» — восторженно воскликнул он после удачного броска Наили.

«А с Путиным вы в одной команде или в разных?» — поинтересовалась интервьюер.

«Он не играет со мной в разных. Еще сейчас Колю берет. Мы втроем играем — я, он и Коля. Коля бегает за нас, а мы уже там помогаем», — рассказал Александр Лукашенко.

«А в политике вы в одной команде?», — продолжила спрашивать журналистка.

«В политике — в принципе да. Нас загнали уже намертво в одну команду», — ответил Президент.

О друзьях и врагах

Главе государства был задан вопрос, считает ли он Президента России Владимира Путина своим другом. «Да, я его считаю своим другом, и в этом году он подтвердил, что является не только моим другом, но и другом белорусского народа. Искренне», — подчеркнул белорусский лидер.

Есть ли у него еще друзья, Александр Лукашенко назвал тяжелым вопросом. «Я над ним очень много раз задумывался. Прихожу к тому выводу, что, наверное, нет», — сказал он.

«А враги?» — уточнила Наиля Аскер-заде.

«Противников очень много. Стали ли они врагами — наверное, время покажет», — был ответ главы государства.

О дальнейшей интеграции с Россией: «Прежде чем куда-то двигаться, надо решить принципиально один вопрос»»

В интервью, естественно, не обошлось и без вопроса про нынешний уровень интеграции Беларуси и России. Что еще надо делать, куда дальше двигаться, спросила журналистка.

«Прежде, чем куда-то двигаться, надо решить принципиально один вопрос. Один. Создать равные условия для людей и субъектов хозяйствования. Это прописано во всех документах и в договоре. Если будут равные условия, мы можем значительно и быстро продвинуться. Но пока нет равных условий, и это большой-большой недостаток в нашем союзном строительстве», — заявил Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что решить этот вопрос не удается не по вине белорусской стороны. В качестве примера он привел разные цены на энергоносители в двух странах, в частности, на газ. При значительно более высокой цене для Беларуси получается, что российские предприятия оказываются в более выгодных конкурентных условиях на общем рынке. «Так же и по людям. Коль мы декларировали, и не только уже в Союзном государстве, но и в ЕАЭС, свободу передвижения товаров, грузов, капиталов, рабочей силы. Ну, надо, чтобы этого не было (искусственных препятствий, барьеров и ограничений. — Прим. БЕЛТА)», — заявил глава государства.

«Цена на газ в условиях наших отношений могла бы быть более справедливой»

«То есть, вы недовольны условиями сделки по газу? Но цена, по-моему, не $130 (за 1 тыс. куб.м. поставляемого в Беларусь российского природного газа. — Прим. БЕЛТА), а поменьше», — уточнила Наиля Аскер-заде.

«$128,5. Но я округляю, $130. Думаю, что эта цена в условиях наших отношений могла бы быть более справедливой, скажем так», — сказал Александр Лукашенко.

Он отметил, что с Президентом России этот вопрос еще не оговаривал, но и не будет его инициировать. «Если вы (российская сторона. — Прим. БЕЛТА) так решили, пусть будет так», — добавил белорусский лидер.

Александр Лукашенко также ответил на вопрос, как строятся отношения в нефтяной сфере. «Подписали договоры по нефти. Но скажите, если я у вас покупаю товар, притом который не имеет никакого дефицита сейчас, в том числе нефть (это ж не дефицит уже), я вам должен премию платить, или вы мне? Вопрос риторический», — сказал Президент.

В целом он высказался за более глубокую экономическую интеграцию, и для этого нужно устранить ряд препятствий. «Тогда и политические вопросы пойдут. А когда люди видят, что мы телепаемся 30 лет на одном месте в строительстве Союзного государства, они резонно задают вопрос: а почему?», — заметил глава государства.

Тем не менее он подчеркнул, что Беларусь имеет такой уровень отношений и интеграции с Россией, которого нет ни с одной другой страной, но это пока не тот результат, на который стороны могли бы выйти.

Что касается валютного союза, Александр Лукашенко рассказал, что никакой глубокой проработки этого вопроса не было: «Потому что мы изначально с Президентом России определились, что валютный союз, единая валюта там и так далее — это венец, мы к этому должны прийти. Да и такой в общем-то дикой необходимости не было».

/Будет дополнено/