Сотрудничество всерьез и надолго: Минск и Калуга нацелены взять планку в $1 млрд. Итоги встречи Лукашенко и губернатора Калужской области
Превысить один миллиард долларов товарооборота и сделать его сбалансированным – к этому должны стремиться Беларусь и Калужская область, заявил Александр Лукашенко на встрече с губернатором российского региона.
Взять планку в миллиард долларов – таким сотрудничество ближайшего будущего видят Минск и Калуга. Сегодня Президент встретился с делегацией этого российского региона. Символично, что в нашу страну она прибыла накануне – в День единения народов Беларуси и России.
Ожидается, что вся рабочая неделя Александра Лукашенко пройдет под знаком Союзного государства. И именно сотрудничество регионов лежит в основе экономических успехов и, главным образом, рекордного товарооборота Беларуси и России.
Прирастать стороны намерены за счет, прежде всего, промышленной кооперации. Она востребована как никогда, подчеркнул Александр Лукашенко. Какие пути открывает для Минска Калуга? И почему ставка на импортное сыграла с ней злую шутку?
От Москвы до Калуги 160 километров. Всего ничего по меркам России. Так что и до Минска, считай, рукой подать – час с небольшим лету. Губернатор Калужской области – один из пассажиров первого (возобновленного) рейса Калуга – Минск. Александр Лукашенко по привычке спросит «как добрались?», чем, похоже, слегка удивит гостя.
Не Владивосток, конечно, но стать ближе для них жизненно важно. Ведь товарооборот Беларуси и России – это отнюдь не торговля Минска и Москвы. Если товарооборот с Россией в целом выдался рекордным, то с Калугой, наоборот, даже слегка не дотянул до уровня 2021 года. 650 миллионов долларов – неплохо, но точно можно больше.«Не буду скрывать, наша цель – превысить планку в один миллиард долларов в торговле и добиться полной сбалансированности. Минск и Калуга должны извлекать максимальную выгоду от сотрудничества. Как свидетельствует опыт, наши экономики взаимодополняемы. Предприятия Беларуси и России естественным образом встраиваются в совместные производственные цепочки», – поделился планами белорусской стороны Александр Лукашенко.
Вообще, в Калужской области долго работали над созданием благоприятного инвестиционного климата. В лучшие годы там реализовывалось по две сотни международных проектов, а свои производства в регионе открыли крупнейшие корпорации. С наступлением санкционной весны, это, конечно, сыграло с регионом злую шутку. Для примера: в машиностроении (а это сердце промышленности) 40% приходилось на производство автомобилей. Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen, Mitsubishi – все эти и не только марки собирались в Калуге и окрестностях. Часть заводов до сих пор простаивает, хоть и поговаривают, что руководство всех иностранных автоконцернов ведет переговоры о возобновлении производства. Но ждать оттепели в регионе не стали.
Владислав Шапша, губернатор Калужской области России: «Есть очень серьезные примеры, которые с помощью белорусских партнеров смогли заместить существенную часть компонентов в своем производстве. Например, одно из предприятий “Меркатор”, которое базируется в Калуге, производит почти четверть всей коммунальной техники в России, делало то на шасси иностранного производства, сегодня все они заменены МАЗом, планируется расширение производства. И эти результаты позволяют нам в промышленности чувствовать себя уверенно».
Кроме того, Беларусь выстраивает новую логистику, ориентированную, прежде всего, на Восток. И Калуга, которая на перекрестке всех дорог, может помочь перестроить маршрут.
Владислав Шапша, губернатор Калужской области России: «У нас построен крупный логистический хаб, сегодня грузы из Калужской области в китайские порты доставляются за две недели. У нас есть связи с Ираном, Индией, и мы предложили возможности, которые есть у нас, использовать для нужд производителей Беларуси».
А еще в Калуге хорошо знают возможности белорусских строителей. Пассажирская, коммунальная, сельскохозяйственная, да вообще любая техника может быть доставлена из Беларуси. Агропром – вообще кладезь технологий, которыми страна готова щедро делиться.
Поездка эта уж точно не туристическая. Прямиком из Дворца Независимости губернатор едет на МАЗ и «Амкодор». У последнего с Калужской областью рост сотрудничества составил какие-то невообразимые 220%, хотя в штуках пока не так много. А вот во всю большую Россию в целом поставки выросли на 80%.
Андрей Яроцкий, генеральный директор холдинга «Амкодор»: «Российская Федерация больше сегодня нацелена на производство сырья, материалов. Мы же их здесь перерабатываем, делаем готовые машины, востребованные на рынке той же России. За первые три месяца темп роста экспорта 175%. И планируем в этом году выйти на 200%. Санкции в принципе просто заставили нас посмотреть внутрь себя, что мы самодостаточны, а то, чего у нас нет, мы можем очень быстро освоить, и ни от кого не зависеть».
Им интересен и белорусский опыт освоения высоких технологий. И даже это еще не все. В ближайшие дни у делегации, включая, кстати, бизнесменов, такая программа, что точно можно сказать: с Беларусью Калужская область решила сотрудничать всерьез и надолго.
Фото: БЕЛТА