МАРТ ответил на вопросы об изменениях порядка госзакупок
Консультант отдела регулирования закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Сергей Новиков ответил на вопросы об изменениях в законодательстве во время вебинара на YouTube-канале НЦПИ, передает корреспондент БЕЛТА.
31 января 2024 года принят закон №354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который направлен на совершенствование системы госзакупок, повышение эффективности и оперативности обеспечения потребностей государства, сокращение рисков возможных злоупотреблений участников закупочного процесса. В соответствии с законом порядок осуществления госзакупок существенно изменен. Представитель МАРТ ответил на наиболее часто задаваемые вопросы с учетом практической реализации требований законодательства.
Ряд положений закона вступил в силу с 4 февраля 2024 года. У МАРТ уточнили, как быть в ситуации, если организация провела процедуру госзакупки до вступления в силу изменений в закон и она была признана несостоявшейся. Сергей Новиков пояснил, что в этом случае нужно провести новую процедуру госзакупки. «Позиция МАРТ определена. Имеется запрет на изменение требований к участникам при переходе к повторной процедуре госзакупки или закупки из одного источника. Поэтому в данном случае потребуется проведение новой процедуры», — сказал он.
Следующий вопрос, который поступил в МАРТ, — нужно ли всем членам комиссии по государственным закупкам проходить обучение и иметь сертификат? «Ответ — нет. Нужно иметь в виду, что в состав комиссии преимущественно включаются лица, которые освоили содержание согласованных с МАРТ образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок, а также лица, обладающие специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом госзакупки. То есть в комиссии могут быть как освоившие содержание программ, так и иные лица. В этой части ничего не поменялось. В то же время норма относительно заказчика претерпела изменения. Так, заказчик должен определить или создать структурное подразделение либо назначить работника (работников), обладающих квалификацией в сфере госзакупок и (или) прошедших обучение в рамках образовательной программы повышения квалификации», — уточнил Сергей Новиков.
Вправе ли заказчик заключить договор по результатам процедур закупок из одного источника услуг по обязательному страхованию владельцев транспортных средств сроком более чем на один год? Представитель МАРТ ответил отрицательно. «Перечень договоров сроком более чем на один год фиксированный, имеется в законе, и договор страхования в их число не входит», — добавил он. У специалиста также уточнили, вправе ли заказчик заключить такой договор сроком на один год с 1 марта 2024 года по 28 февраля 2025-го. «Да, при условии наличия средств в 2025 году», — ответил он. Согласно закону, в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) выходит за рамки календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.
У МАРТ также спросили, можно ли в описании предмета государственной закупки указывать марку и писать «или аналог» с учетом изменений в законодательстве. «Да, допускается. При описании предмета госзакупки заказчик должен не включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), страны происхождения товаров (работ, услуг), за исключением случая, если отсутствует другой способ более точно и четко описать предмет госзакупки. При этом обязательно надо включить в описание слова «или аналог», — пояснил Сергей Новиков.-