Подвиг экипажа Павла Рака: что смог сделать с целым городом танк, отрезанный от своих?

23 июня 1944 года началась наступательная операция «Багратион», одна из крупнейших в истории. Вскоре начались бои за Борисов.
— Борисов для фашистов был значимым стратегически важным пунктом в обороне Минска: самая крупная станция на линии между Минском и Оршей. Борисов находится на реке Березине, поэтому фашисты придавали большое значение. По сути, перед нами последний рубеж знаменитого «Восточного вала», который немецко-фашистские войска создавали на Днепре, — объяснил преподаватель исторического факультета БГУ, кандидат исторических наук, доцент Сергей Александрович. — Буквально притоки Днепра с востока, Проня и Бася, — это первая линия. Сам Днепр — вторая. А Березина — последняя крупная река, которая могла стать серьезным препятствием для советских войск в освобождении Беларуси, она течет на всем протяжении по территории нашей страны с севера на юг. Дальше таких крупных рек, которые были бы препятствием для Красной армии, больше не будет. Только в Польше Висла и ее притоки.

— Борисов был превращен в достаточно сильный укрепленный пункт. Были подготовлены артиллерийские батареи, заминированы мосты. Было сложно без потерь проникнуть в город и перейти реки Сху и Березину, — добавил старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Виктор Русецкий.

В ночь на 30 июня на разведку на правый берег отправились четыре танковых экипажа. Нужно было узнать, что собой представляет оборона фашистов.

— Они мосты заминировали, но не взрывали. Наверное, отступающие воинские части должны были ими воспользоваться. Сразу после моста на правом берегу стояла минометная батарея, зенитная батарея. И даже пятую немецкую танковую дивизию перебросили в Борисов, — рассказала директор Борисовского объединенного музея Лилия Вязович.

Невредимым ворваться в Борисов смог только экипаж Павла Рака. Но за его танком тут же взорвали мост. Пути к отступлению были перекрыты.

— Сам Павел Николаевич подбил артиллерийский расчет, который уничтожил танк его сослуживцев и продолжил вести борьбу в ночном Борисове. Уничтожил несколько укреплений врага, подбил «Фердинанд» (самоходную установку). Внес хаос, неразбериху, — описал события той ночи Виктор Русецкий.

— В то время новый, Борисов не был таким большим городом, как сейчас. Это было объединение нескольких поселков. Наверное, пользуясь этим моментом, экипаж танка смог свою машину отвезти в достаточно безопасное место. Во всяком случае, погони за ним не было, — считает Сергей Александрович.

Павел Рак родился 23 августа 1910 года в селе Карпиловка (ныне — Полтавская область). Возглавлял тракторную бригаду. С 1941 года член ВКП(б). Окончил Саратовское танковое училище. Принимал участие в Сталинградской битве, форсировании Днепра, освобождении Смоленска и Беларуси.

— У него было неполное среднее образование, окончил семь классов школы в деревне. Был конюхом, трактористом. Его отец был председателем колхоза, а мама работала вместе с сыном в этом же колхозе. С началом Великой Отечественной войны, уже на второй день, 23 июня 1941 года, он ушел добровольцем на фронт, и судьба его поведет через многочисленные сражения Великой Отечественной войны, — добавил Виктор Русецкий.

Немцы решили, что танк будет прятаться на окраине. Но экипаж Рака направился в центр.

— Они разгромили комендатуру. И все время спрашивали: «Где тюрьма?» А тюрьма осталась на левом берегу, поэтому люди им указывали лагеря. И они в район Лядищ освободили 2000 человек военнопленных, — рассказала Лилия Вязович. — А как они туда попали, ведь немцы блокировали дороги? Оказывается, немецкие габаритные «Тигры» и «Пантеры» по предмостным укреплениям, оставшимся после войны 1812 года, не могли проехать. И немцы не рассчитывали, что наш танк Т-34 маневренный, меньше по габаритам, их пройдет. Юзом прошли по этим рвам.

Немецкое командование на какое-то время потеряло управление. Царил хаос. И в этом хаосе экипаж Рака еще и обычным людям смог помочь.

— Они услышали «помогите» и подошли к человеку, который лежал под расстрелянными телами. Говорит: «Помогите мне выбраться, у меня ноги пробиты, я идти не могу». — «Мы тебя не можем взять, ты в танк не можешь сесть». — «Вы знаете, я буду держаться наверху за поручень, но только вывезите, мне очень страшно здесь». Дорога там была военная. И он, говорят, ноги свои навесу держал, чтобы они не попали под гусеницу. Когда уже выбрались к железнодорожному вокзалу, остановились у дома, отдали этого человека, попросили женщину помочь ему. Расстреляли два эшелона на вокзале.

Остается вопрос: почему в экипаже Павла Рака было всего три человека? По одной из версий, командира экипажа убили или тяжело ранили накануне.

— Рак, Данилов и Петряев. Возможно, экипаж создали буквально накануне операции, накануне задания. Интересная особенность: механик-водитель Петряев был совсем юн, 18 лет. Призван был в армию в 1944 году, окончил танковую полковую школу механиков-водителей. Был направлен на фронт. Трудно сказать, насколько он был опытен. Тем не менее как показал подвиг героев-танкистов, он со своими задачами справлялся весьма и весьма хорошо, — считает Сергей Александрович.

Бой длился шестнадцать часов. Нужно было возвращаться к своим, и как можно быстрее.

— Это было в районе 15 часов дня. Павел Николаевич уже прорывался к мосту, чтобы обеспечить его защиту и подготовить плацдарм для наступления основных сил Красной армии. Однако немецкое командование к этому моменту уже смогло стабилизировать обстановку в городе, в какой-то мере прийти в себя, — объяснил ситуацию Виктор Русецкий. — Была подготовлена засада. Его окружили с трех сторон. С одной стороны — немецкая самоходка, два «Тигра» — с двух других сторон. То есть экипаж Павла Рака физически не мог бы одновременно подавить огонь с трех сторон.

— Со второго снаряда была пробита броня, осколки полетели во внутрь. От собственных осколков погибли Павел Николаевич Рак и водитель Петряев. Башенный стрелок Данилов выбрался через нижний люк (верхний заклинило). Но кругом были немцы, его нашли и расстреляли, — рассказала Лилия Вязович.

Борисов освободили на следующий день, 1 июля 1944 года. За оборону и взятие Борисова «Золотую Звезду» Героя получили 29 солдат и офицеров.

— В освобождении Борисова принимали участие войска 3-го Белорусского фронта, командовал им генерал Черняховский. Возможно, он бы стал маршалом СССР, но погиб на территории современной Польши. Наиболее отличились части 5-й армии, командующий генерал Крылов, части 11-й армии — командующий генерал Галецкий, и части 31-й армии — генерал Глаголев, — перечислил Сергей Александрович.

Бойцы Красной армии нашли тела танкистов. Данилова опознали сразу. Петряев и Рак сильно обгорели.

— Как определили, кто из них был командир… Говорят, когда танк Т-34 выпускали на позиции, отправляли в воинские части, то на приборную панель всегда давались часы. Как правило, их себе забирал командир. По часам на руке было определено, кто из них командир, — объяснила Лилия Вязович.

— Достаточно интересная судьба у Алексея Данилова. Его угнали в Германию, но он смог бежать в Литве. Долго пробирался на неоккупированную территорию, смог перейти линию фронта. И был призван в Красную армию в 1943 году. И самый молодой, Александр Петряев — сибиряк, уроженец красноярского края. До войны работал в колхозе, имел отношение к технике. Работал механизатором, был призван в Красную армию и буквально сразу же направлен в школу механиков-водителей при учебном танковом подразделении. Его опыт жизненный и трудовой в какой-то степени компенсировал недостаток военного опыта, — добавил Сергей Александрович.

Когда город освободили, членов экипажа Павла Рака похоронили в братской могиле на Минском шоссе. В память о подвиге танкистов в городе есть памятник: танк ИС-2 на берегу Березины.

— В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в зале номер восемь размещены портреты и рассказывается о подвиге Павла Николаевича Рака. В советское время многочисленные статьи выходили, где на [примере] подвига Рака рассказывалось о самоотверженности советских танкистов. Он приводился как пример для других танкистов из различных уголков Советского Союза, — рассказал Виктор Русецкий.

Согласно местной легенде, Черняховский, когда узнал о подвиге танкистов, поклонился их останкам. И тут же приказал представить погибших к званию Героя Советского Союза. Как бы там ни было, 24 марта 1945 года экипаж Павла Рака стал единственным экипажем за всю историю Великой Отечественной войны, который в полном составе был удостоен этого звания.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.

Читайте также:
Кого бросали против «фашистского зверинца»? Говорим о танках Великой Отечественной
Аэродром на болоте? Как партизаны Борисовско-Бегомльской зоны скрывались от немцев

Одна пушка и не те снаряды. Кто оборонял Борисов в первые три дня немецкого наступления?