С 1 января вступили в силу изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье , касающиеся регистрации актов гражданского состояния. Что важно знать
С 1 января 2025 г. вступают в силу изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс), касающиеся регистрации актов гражданского состояния, в том числе статьи 191 и 2381.
Согласно статье 191 Кодекса гражданам Республики Беларусь, желающим зарегистрировать заключение брака в компетентном органе иностранного государства, уже не потребуется обращаться, как ранее, в орган загса для получения справки о том, что заинтересованное лицо в браке не состоит.
Таким документом с 1 января 2025 г. будет являться заявление гражданина об отсутствии препятствий к заключению брака, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.
Установлены требования к содержанию такого заявления, а также перечисляются документы, которые прилагаются к заявлению для подтверждения прекращения предыдущего брака.
В частности, в заявлении должно быть указано, что на момент его подачи заявитель в браке не состоит и никогда не состоял либо что он ранее состоял в браке, который прекращен (с указанием основания и даты прекращения), и в настоящий момент в браке не состоит.
Для подтверждения прекращения предыдущего брака заявителем в компетентные органы иностранного государства могут представляться документы, подтверждающие факт прекращения брачных отношений: свидетельство о расторжении брака; решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу; свидетельство о смерти супруга.
Статья 2381 Кодекса также новая и вводит с 1 января 2025 г. обязанность граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, представлять в течение 6 месяцев в органы загса сведения о зарегистрированных за рубежом актах гражданского состояния – о рождении (смерти), заключении (расторжении) брака и др.
Порядок представления гражданами сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, а также их учета и обработки установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2024 г. №944 (далее – постановление № 944).
Согласно постановлению № 944 сведения о регистрации актов гражданского состояния в иностранном государстве должны представляться лично гражданами либо почтой в отделы загса по месту жительства – в случае проживания в Республике Беларусь или в загранучреждения Республики Беларусь по месту постановки на консульский учет – в случае проживания за пределами Республики Беларусь.
При личном обращении граждане подают в письменной форме заявление о представлении сведений об актах гражданского состояния с предъявлением:
документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
оригиналов документов, подтверждающих факт регистрации акта гражданского состояния, выданных компетентным органом иностранного государства;
свидетельства (документа) о рождении несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей) и документа, удостоверяющего его (их) личность (при наличии), – при представлении гражданами сведений об актах гражданского состояния в отношении своего несовершеннолетнего ребенка (своих несовершеннолетних детей);
документа, удостоверяющего личность гражданина, который признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, – при представлении опекуном или попечителем сведений об актах гражданского состояния в отношении гражданина, который признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (далее – подопечный);
документов, подтверждающих полномочия гражданина, являющегося опекуном или попечителем, представлять интересы подопечного, – при представлении опекуном или попечителем сведений об актах гражданского состояния в отношении подопечного.
Все документы, выданные в иностранных государствах в удостоверение актов гражданского состояния, должны представляться в органы загса при наличии их легализации (проставления апостиля) и переведены на белорусский или русский язык. Если направляются по почте копии, то нотариально удостоверенные.
Нотариально засвидетельствованные копии документов, приложенные к заявлению, поступившему в орган загса посредством почтового отправления, гражданам не возвращаются.
Для учета представляемых гражданами документов будет осуществляться их регистрация в журнале, который ведется каждым отделом загса и загранучреждением Республики Беларусь.
Обработка информации будет осуществляться посредством внесения сведений в государственную информационную систему «Регистр населения» соответствующим отделом загса либо Министерством иностранных дел – при получении сведений от загранучреждений Республики Беларусь.
Поступившие сведения вносятся в Регистр населения в течение пяти рабочих дней.
В целях установления форм заявлений о представлении сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, внесены изменения в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 42 «Об установлении форм заявлений и журналов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния».
В связи с принятием постановления № 944 внесены изменения в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 60 «О порядке внесения и аннулирования органами, регистрирующими акты гражданского состояния, отметок в документы, удостоверяющие личность».
В частности, в названном постановлении установлено, что в случае регистрации акта гражданского состояния за пределами Республики Беларусь и представлении об этом гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, сведений в отделы загса либо загранучреждения Республики Беларусь данные органы вносят соответствующие отметки в документы, удостоверяющие личность.
С 1 января 2025 г. изменяется порядок получения родителями повторных свидетельств о рождении детей.
Частью второй статьи 202 Кодекса определено, что повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния, по их заявлениям. Повторные свидетельства о рождении ребенка в отношении детей, не достигших совершеннолетия, выдаются их родителям, опекунам, попечителям, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в которых находятся дети, а также органам опеки и попечительства и органам внутренних дел. Таким образом, с 1 января 2025 г. родители смогут получать повторные свидетельства о рождении только в отношении своих несовершеннолетних детей.
Еще одной новацией Кодекса стало установление разницы в возрасте между отцом и ребенком, в отношении которого устанавливается отцовство на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, поданного в органы загса. Она должна быть не менее пятнадцати лет.
Ольга НОВИК, начальник отдела загса райисполкома.