Как фейки усугубляют пандемию коронавируса

На днях региональное сетевое СМИ «Медиа-Полесье» опубликовало новость о первом смертельном случае в Брестской области из-за коронавируса. Позже стало известно, что это неправда. Новость была быстро удалена, а владелец данного сетевого СМИ получил предупреждение от Министерства информации. Позже выяснилось, что редакция «Медиа-Полесье» была введена в заблуждение недостаточно информированным собственным источником информации. Однако фейк, как горячие пирожки, уже успел разойтись по социальным сетям и месенджерам, где продолжает кочевать и обсуждаться. Понятно, что опровержение прочтет гораздо меньшее количество интернет-пользователей, чем ту «новость»: это не настолько «захватывающие» и эмоциональные сведения, которые хочется распространять и обсуждать.
Время фейков
Нынешняя эпидемиологическая обстановка вообще характеризуется просто повальным количеством фейков. И не только у нас, а во всем мире. Достаточно открыть любой групповой чат в вайбере (жилищно-кооперативный, рабочий, родительский), некоторые телеграмм-каналы или комментарии под новостью о коронавирусе – и ты обязательно наткнешься на информацию, которую «от нас скрывают». Она, как правило, либо о том, что на самом деле в Беларуси уже «миллионы заболевших», а на улицах лежат «горы трупов», либо из другой крайности – «никакого коронавируса не существует, это заговор/манипуляция» либо «не страшнее, чем обычный грипп».
Власть эмоций
Легкость, с которой фейки кочуют из одного источника в другой, продиктована уровнем развития технологий. Сегодня пользователю интернета достаточно нажать пару кнопок – и «инсайдерские» новости понесутся по чатам и каналам, приумножая аудиторию в геометрической прогрессии.
Некоторые интернет пользователи и информационные ресурсы, распространяя фейки, могут целенаправленно подогревать ситуацию, пытаясь извлечь из этого собственную выгоду (привлечь внимание аудитории, пропиариться), но очень многие распространители искренне в неё верят и пересылают друг другу из «лучших побуждений». И здесь возникает ключевой вопрос не только данной темы, а информационной безопасности в целом: почему люди так легко доверяют непроверенным сведениям, не имеющим серьезных источников в виде документов, сообщений официальных лиц, ссылок на авторитетные СМИ и иных подтверждений? Неужели уровня «одна знакомая сказала» достаточно, чтобы «новость» попала во множество чатов и источников?
Человек так устроен, что гораздо внимательнее и доверчивее воспринимает те новости, которые воздействуют на его эмоции. Этот факт широко используется как в масс-медиа, так и в рекламе. Если сообщить какую-то информацию «сухим» официальным языком, на неё обратят меньше внимания, чем на такое же сообщение с использованием выражений «от нас скрывают», «срочно распространите, пока не удалили или не запретили», «вы будете шокированы» и т.п. Таким же воздействием на эмоции обладают и теории заговора, когда перед нами «приоткрывают тайную завесу», откуда множатся те самые фейки.
Чем опасны фейки о коронавирусе?
Чтобы как можно лучше и быстрее справиться с опасным вирусным заболеванием, необходимо сохранять холодный рассудок, искать логичные решения и владеть исключительно правдивой информацией. А любые фейки (даже если они направлены на «повышение бдительности») никак этому не способствуют. Разве можно выработать и принять адекватное реальной ситуации решение, находясь в заблуждении?
Вот, например, расходится по Всемирной паутине фейк, якобы коронавирус «четыре дня живет в горле, и в случае первых симптомов необходимо полоскать горло соленой водой». Очевидная ложь, но она получила более двухсот тысяч репостов в Фейсбуке, и еще неизвестно к каким последствиям приведет тех, кто в него поверил.
Вред от фейков о множественных скрываемых смертях, вызванных коронавирусом, отражается в первую очередь на психическом состоянии людей, на уровне их тревожности. Такие слухи могут спровоцировать панику, победу эмоций над рассудительностью. Когда угроза преувеличена, люди становятся более подверженными воздействию иных фейков и разного рода психологическим манипуляциям, что точно не способствует скорейшей победе над пандемией.
Есть много фейков из другой крайности, например, якобы «коронавирус не опаснее, чем грипп» и «ученые уже создали вакцину против него». Данная ложь, наоборот, усыпляет в людях бдительность и провоцирует менее внимательное отношение к здоровью, что тоже играет только на рост заболеваемости.
Как не попасть на удочку фейков?
Во-первых, стоит обращать внимание на первоисточник новости. Не стоит сразу доверять информации, если она распространяется без ссылки на официальные данные, комментарии авторитетных ученых или материалы крупных СМИ с хорошей репутацией. Фейки чаще всего возникают со ссылками на неопределённый источник, чтобы невозможно было установить, правда это или ложь: на «одного знакомого», «брата/свата/кума, который работает в больнице или лаборатории» или «соседа коллеги по работе».
Во-вторых, обязательно читайте разные источники информации, в том числе официальные. Если встречаете сомнительные новости – поищите, пишут ли о них авторитетные СМИ. Они, как правило, не публикуют фейки, потому что несут ответственность за публикацию недостоверной информации, в то время как пользователи мессенджеров – нет, поэтому в вайбере и телеграмме на них наткнуться гораздо проще. Если ни одно СМИ не пишет встреченную вами новость – это также может быть фейком.
В-третьих, даже если новость сопровождается «документом» или его скриншотом, это вовсе не является гарантией её достоверности. Например, недавно в Москве распространяли фейковый приказ о введении комендантского часа в связи с коронавирусом, однако городские власти это опровергли. С помощью нынешних технологий несложно имитировать бланки государственных ведомств.
В-четвертых, если вы не уверены в правдивости информации – ни в коем случае не делитесь ей с другими. Вредоносные фейки «питаются» с помощью распространения по чатам, комментариям и блогам. Подобно вирусу.

Ну и главное – берегите себя, придерживайтесь рекомендаций Минздрава и Всемирной организации здравоохранения. Придерживайтесь не только личной гигиены, но и информационной. В деле борьбы с пандемией это не менее важно.

Кирилл Озимко