Однажды, 30 сентября…
В нашу жизнь незаметно вошли именины. Мы с нетерпением ждем Дня Ангела, готовим щедрые угощения приглашенным, а если сами идем в гости – суетимся насчет подарка и не скупимся на добрые слова поздравлений. Порой переживаем, как бы не забыть поздравить близких с этим особенным днем. Выручает ежедневник. Пишем поздравить…. А дальше в столбик – имена. Когда одно, когда два-три. В конце сентября столбец самый длинный. Вера, Надежда, Любовь… Имена не вычурные, не диковинные – простые, а женщин, нареченных Верами, Надеждами, Любовями, Софиями, – не счесть. И мы, одним заранее — дабы к сроку успеть — шлем поздравительные открытки, другим с утра пораньше отправляем SМS, а к кому-то поспешаем с цветами и подарками:
— С Днем Ангела!
— Спаси Господи!
Вера, Надежда и Любовь – имена, не требующие перевода, – это название трех добродетелей, к которым стремится каждый верующий христианин. И не удивительно, что они так прочно вошли в церковные «Святцы». Именами, родившихся в Италии святых дев, стали охотно называть славянских девочек.
Глядя на икону святых мучениц, мы мыслями невольно переносимся в далекие, скрытые под толщей веков, первые века христианства.
Языческий Рим. Период правления императора Адриана (117-138гг.). По-следователи Христовой веры находятся вне закона. Именно в это жестокое время, жила благочестивая вдова по имени София. У нее были три дочери Вера, Надежда и Любовь. Имея в сердце своем твердую веру во Христа, София старалась воспитать своих дочерей в тех добродетелях, именами которых они были названы.
Очень рано юные девы обрели тягу к чтению Священного Писания, прилежание к молитве и домашним трудам. Без сомнения, это были бы достойные светильники Церкви Христовой. Но Господь, устрояющий пути человеческие, призвал их прославить Имя Божие мученическим подвигом.
Через начальника той области – Антиоха, их имена стали известны императору Адриану — гонителю христиан. Он повелел привести все семейство к нему в Рим. Мать София понимая, что их ждет — в молитве стала просить у Господа терпения и сил перенести предстоящие страдания: «Всесильный Боже, сотвори с нами по твоей воле, не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердца наши не устрашились гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных мучений, и не пришли в ужас от смерти, пусть ничто не отторгнет нас от Тебя — Бога нашего».
Увидев перед собой будущих мучениц, император принял от них подобающие его сану почести, но не заметил в них никакой робости или смущения. Они стояли перед ним с веселым взором, как будто были призваны не на мучения, а на пир. Как обычно, царь стал спрашивать какого они рода, каковы их имена и вера.
— Я христианка, — отвечала София. — Вот то драгоценное имя, которым я могу похвалиться.
Царь, увидев готовность принять мучения, решил отпустить их на три дня, надеясь, что страх смерти поколеблет мужество матери и ее дочерей. Узниц отвели к одной язычнице, именем Палладия, которой поручено было уговорить Софию не жертвовать своими детьми и их счастьем ради веры в распятого Христа. Но все три дня, предоставленные до нового суда, София провела в молитве и увещевании своих детей быть готовыми к мученическому подвигу.
— Дети мои дорогие! – говорила София дочерям своим, — наступило время подвига ради Иисуса Христа. Не устрашайтесь же вы пострадать за Него! Не убойтесь лишиться временной жизни ради жизни вечной в царствии Его! Не бойтесь того, что будут истязать ваши тела: «Бог исцелит ваши раны и даст нетленную красоту… Так же не прельщайтесь, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные… Все это исчезает, как дым, как пыль, все разметается ветром и увядает как трава. Вечны одни только Божии дары. Не страшитесь никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что скорее мать забудет дитя свое, чем Творец отступится от чад Своих … О дети! Вспомните, что в страданиях родила я вас, в трудах воспитала; вспомните, как я учила вас и любви, и страху Божию. Утешьте старость мою твердым исповеданием Бога-Христа.
И, подобно посеянным семенам, в детские сердца христианок-девочек глубоко ложились увещевания матери, которые внезапно расцвели в их чистых и непорочных душах неземным плодом твердого стояния в вере.
По прошествии трех дней святых привели в другой раз на суд к императору. Ласками и щедрыми обещаниями царь пытался убедить отроковиц принести жертву богине Артемиде и отказаться от Христа. Получив твердый отказ, он приказал поочередно мучить малолетних девиц. Вере было 12 лет, Надежде – 10 и Любови — 9 лет. Их жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и котел с кипящей смолой… Младшую Любовь привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. При таких невыносимых страданиях силою Божией мученицы оставались живыми и при этом славили Бога. Глядя на все происходящее с ее детьми, и испытывая, может быть, еще большие страдания — София не переставала убеждать дочерей мужественно переносить мучения.
Не достигнув желаемого результата император поочередно предал сестер на усечение мечом. Девицы были обезглавлены. Они приняли мученический венец. Святой Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать земле. Мать положила их в ковчег и с почестями отвезла на колеснице за город. Похоронив своих девочек, она три дня просидела у могилы, после чего предала свою исстрадавшуюся душу Господу. Верующие погребли Софию рядом с дочерьми. За великие муки матери, пережившей страдания и смерть своих детей, без колебаний предав их в волю Божию, Святая София удостоилась быть прославляемой, как великомученица.
Мощи (останки тел) святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии были перенесены из Рима и покоятся в Эльзасе (Франция), в церкви Эшо. Частица мощей находится на Святой Горе Афон (Греция).
Внимательно вглядываясь в удивительную историю жизни и подвига этих мучениц, невольно приходишь к размышлению о том, что есть истинное мужество, какова подлинная стойкость, чем проверяется, и чего стоят вера, надежа и любовь каждого из нас… Эти девочки-христианки, несломленные изощренными пытками, обезумевшего от крови императора Адриана – извечный укор совести той части современного общества, которое погрязло в служении своим страстям и похотям. Мир с нарастающим ускорением скатывается в то же самое язычество – древнее, дремучее, но только еще более злое и агрессивное в своем воздействии на беззащитные души людей…
Испокон веков к нетленным мощам святых мучениц стекается множество паломников, испрашивая их молитвенной помощи у Престола Божия о защите и покровительстве в этом бушующем житейском море. На нашей земле — день их светлой памяти 30 сентября – всегда весьма почитаемый праздник, устоявший даже в богоборческие годы. На «Веру, Надежду, Любовь» во многих домах всегда собирались и по сей день собираются за праздничной трапезой, торжественно воспевая многолетие именинницам. А уж в храмах в этот день – тесно и радостно. Тут тебе и Надежда в кружевных пеленах на руках сияющих родителей, и согбенная, с палочкой Вера, и красавица Любовь, а чуть поодаль — стоит мудрая София…
Среди читательниц «Ляхавіцкага весніка», уверен, – нынешних именинниц не счесть. Всем вам, дорогие мои, сердечные поздравления с Днем Ангела и «Многая лета…»
Протоиерей Георгий ЖИТКО.