На ХХІ Міжнароднай выстаўцы «СМІ ў Беларусі», што праходзіла ў Мінску з 3 па 6 мая, у павільёне Брэсцкай вобласці адбылася прэзентацыя паэтычнага зборніка «Март», аўтар якога – галоўны рэдактар «ЛВ» Вольга Барадзіна. Прапануем увазе чытачоў рэцэнзію, што напісаў да кнігі, выдадзенай у ТДА «Бяловагруп» тыражом 1000 экзэмпляраў, вядомы беларускі паэт Леанід Дранько-Майсюк, і падборку вершаў.
Книга Ольги Бородиной “Март” открывается стихами, которые посвящены родителям, – людям, многое в жизни повидавшим и пережившим. В начале книги звучит военная тема и тема прощания, чувствуется боль мужественного поколения, которое прошло сквозь ужасы времени. Но таких стихов совсем немного и буквально в несколько страниц. Большинство стихотворений автора сборника – лирического направления, поэтому основное тематическое звучание книги глубоко личное, что бальзам для поэзии.
И название книги «Март» – образ, надо думать, также глубоко личный, можно даже сказать – сокровенный.
Предполагаю, что март для нашего автора не просто первый месяц весны, а нечто особенно дорогое – отдельная тема!
Неслучайно ведь Ольга Бородина утверждает: «Путь к нашему марту труден…».
А в другом месте уже встречается не такое грустное утверждение, а почти романтическое восклицание: «Март всегда первозданное чудо…» – и это восклицание звучит как песня.
Кстати сказать, знакомясь с рукописью, я сразу же обратил внимание на песенную сторону материала.
Вот, например, стихотворения «Всем снится ночью май…» и «Перестала быть желанной, перестала…», положенные на музыку, могли бы прозвучать как проникновенные романсы.
Это же можно сказать и о вопрошении на белорусском языке «Куды ты, сцяжына?..»: – и в нем скрыта, как мне кажется, задушевная мелодия; правда, жаль, что Ольга Бородина включила в свою книгу только одно произведение на языке Янки Купалы, она тонко чувствует белорусское слово.
Песенность как стилевая особенность только подчеркивает лучшие качества словесных упражнений; благодаря этому стихи становятся ритмичными и звучными, порой их хочется перечитать.
Чтобы не быть голословным, обращу внимание читателей на следующие монологи, которые, безусловно, украсили это издание: «Смеялась я зиме навстречу…», «Как грустишь ты не со мной, как мыслишь…», «Ты был особенным, а стал, как все…», «Я ухожу, любимый, ухожу…».
Вслед за песенностью стоит отметить и строфическую выразительность; конечно, не всегда, но порой иные строфы звучат, как удачно настроенные струны:
Звезды зажглись так рано…
Значит, раньше погаснут,
Значит, раньше устанут
И унесут свою ласку…
А вот еще пример привлекательного строфического рисунка:
Рябина гроздьями алеет,
И кажется, что снег случаен.
Я об одном лишь сожалею:
Ты этого не замечаешь…
Иногда Ольга Бородина создает свои стихи из капризных желаний, жеманного поведения, широких жестов, даже из чрезмерных эмоций, как вот в этом случае:
Не марсианка я, не Аэлита.
Я – ожидание тебя и твой причал.
А наше сладкое шампанское разлито
По всей квартире
и совсем чуть-чуть в бокал…
Две последние строки – хороши, поэтому и сразу запоминаются!
С точки зрения быта, разливать шампанское по всей квартире – плохо, а вот с точки зрения неожиданного искусства – это прекрасный образ!
Зачастую, Ольга Бородина создает краткие изречения, в некоторой степени ее письму свойственен афористичный стиль:
«…И становится очень искренним // Даже то, что вчера было ложным…», «Вольный волен и в поступках, и, конечно, в мыслях…», «…Знай, что стать спиной к чужому горю// – Это стать за подлости чертой…».
Образы полны эмоций, идеализации любви, тонких пейзажных зарисовок, в том числе и морских; автор – мечтательная натура, которой присущи музыкальность, созерцательность и такая понятная женская грусть.
Книгу «Март» можно читать как лирический дневник или даже как роман в стихах, но роман не в смысле жанровом, а в смысле чувственном.
Ощутимо и проявление эпистолярного жанра: почти каждое стихотворение Ольги Бородиной воспринимается как письмо!
Но следует заметить: это те письма, на которые невозможно было получить ответ, потому что они не опускались в заветных конвертах в почтовый ящик и не отправлялись по каналам современной электронной связи – письма-стихи долгие годы оставались в душе.
Наверное, и поэтому часто в голосе автора звучит явственная нота горечи.
Горечь – понятное чувство, недвусмысленное слово, и поскольку оно произнесено, то, пожалуй, самое время отметить, что главное действие книги – трудные, сложные отношения между мужчиной и женщиной.
В книге «Март» представлен классический пример непонимания друг друга, а если и есть понимание, то только с женской стороны.
Множество литературных произведений создано о несчастливой любви, и поскольку каждый пишет по-своему, то эта тема неисчерпаема и всегда востребована.
Книга Ольги Бородиной повествует о неустроенности чувств, о невозможности гармонии и душевного равновесия – наконец, о невозможности маломальского согласия в том пространстве, в котором находятся мужчина и женщина.
Боль, неудовлетворенность, непримиримость, а порою даже вражда наполняют это пространство.
Быт (ежедневные заботы) и романтика (прекрасные желания) вступают в жестокое противоречие:
Сорок квадратных метров,
Свидетельствующих о счастье,
Сорок квадратных метров
Подавлены пустотою.
Сама распахну – не ветром –
Дверь нашей квартиры настежь –
Сорок квадратных метров
С отсутствующим тобою.
Конечно, читатель помнит счастливую историю Филемона и Бавкиды, но Ольга Бородина описывает совершенно обратную ситуацию и словно заставляет подумать о том, что человеку (особенно женщине) в жизни не хватает нежности.
Стихи, составившие содержание книги «Март», – это некое спасение от одиночества, от обиженных чувств и некая надежда, ибо «…март с зимою расстанется…».
Леонид Дранько-Мойсюк.
Папе
Снег и дождь.
И октябрьский ветер.
Да дрожащий в воде огонек.
Как же ты ничего не заметил?
Как же ты не заметить-то смог?
А заметил, тогда почему же
Не пришёл,
чтобы мне рассказать,
Как листок
меж снежинками кружит,
Чтобы все же на землю упасть?
Ты молчишь. Ты меня не слышишь.
И уже не придешь никогда.
…Хризантемы все ниже и ниже
Наклоняет к граниту вода.
1970 г.
* * *
Маме
Не семнадцатая,
Не двадцатая,
А пришла весна
Сорок пятая.
Сколько было зим,
Сколько вьюжило.
Холодили дни
Льдом и стужами.
Забивался снег
Под косыночку,
Только по весне
Все снежиночки
Умирали враз,
Будто плакали,
И с ночей-волос
Росой капали.
Так вот таяли,
Душу радуя,
И в семнадцатую,
И в двадцатую.
…Не растаяли
В сорок пятую.
21.03.1972 г.
* * *
Как рассвет лениво брезжит
и впервые беспечален –
под созвездием нечаянной весны.
Ты пришел, до боли прежний,
как когда-то, как вначале,
ты ворвался в мои дни и мои сны.
В лабиринте ожиданий
разноцветные осколки
из несобранной мозаики любви,
из разлук и оживаний,
из беззвучия и громко,
из не надо и шального: позови…
Маски брошены в разгаре
мизансцены карнавала,
измотавшего нелепостью ролей.
Мы с тобой в одном пожаре,
на волне в двенадцать баллов,
на вулкане, в облаках и на земле.
Звездопады, перепады,
отрицанье отрицаний –
декорация забытого вчера.
Не отрава, а отрада,
не вопрос, а восклицанье,
настоящее, а вовсе не игра.
Перепутанность – не лживость:
серебром закрою слезы,
грешной святостью тебя благословлю.
…А мозаика сложилась –
жаль, не раньше, ах! не поздно –
в бесконечно долгожданное: люблю.
Март 2010 г.
* * *
Я, живущая над Ведьмой –
над рекой в кувшинках желтых,
в незабудковом раздолье, –
не забыла. Не смогла.
Приворотом: «Ты ведь весь мой»
дозвалась тебя – пришел ты.
Вперемешку счастье с болью,
Вперемешку свет и тьма.
От разлуки умираю.
А разлука дольше встречи.
Голос пробую губами.
Мой любимый, не молчи!
Несмиренная, смиряю
неозвученные речи –
бесконечными годами
тишины речитатив.
Над рекой с названьем чудным
постою, как над судьбою,
в незабудковом раздолье
я исчезну, пропаду…
Заклинаю, ты ведь весь мой,
ты – со мною, я – с тобою.
И не надо про не Олю.
Не неволю – просто жду.
12.06.2010 г.
* * *
Засохшая ромашка меж страниц
Мне забывать о лете не позволит.
Пускай уже загар отмылся с лиц,
А вечерами сон к подушке клонит.
Пусть не по-летнему сияют облака,
Пусть ветер
заунывно завевает,
Гляжу я в сердце
мертвого цветка,
И сердце – вижу –
в солнце вырастает.
09.01.1971 г.
* * *
А на лице все больше «географии».
Как зеркало безжалостно правдиво.
В моей, совсем не юной биографии,
Сплошные невезенья и обрывы.
И паспорт, право,
слишком заштампованный,
И бег на месте называю гонкой.
Цепями из сомнений я закована.
Не рвутся цепи: рвется там, где тонко.
Я не стремлюсь к браваде. Тем не менее
Держу баланс над пропастью с улыбкой.
А самое последнее мгновение
Сочту за легкодумную ошибку.
* * *
Я в вишневом сарафане
и в гранатовом браслете,
в телефонных поцелуях
и объятьях виртуальных
в уголочке на диване
помолчу о давнем лете,
потоскую, почему я
в одиночестве диванном.
Потому что не умею
быть ненужному усладой,
приноравливаясь – чинной,
приспосабливаясь – нежной.
Я мечту свою лелею,
в ней пожизненное «рядом»
с неотлюбленной причиной,
с неоставленной надеждой.
Мой рассвет голубоглазый,
незабытый, незабывший,
не исчез и не растаял
в вековечности безмолвья:
долгожданный ум за разум,
отогретость зимней вишни
и пленительная тайна
с преди-, а не послесловьем.
23.06.2010 г.
Прыгожа, пранікнёна, душэўна, лірычна. Вы, Вольга Пятроўна, выдатны майстар ,цудоўны мастак, які тонка і дакладна перадае пачуцці, настрой, стан і фарбы душы. Чытаю прысвячэнне «Папе» і бачу, адчуваю свайго татачку. А гэта: «А на лице все больше «географии».Как зеркало безжалостно правдиво.В моей, совсем не юной биографии,
Сплошные невезенья и обрывы. І яшчэ: «…Знай, что стать спиной к чужому горю// – Это стать за подлости чертой…».
Радкі вершаў можна дзяліць на крылатыя словы. Дзякуй. Чакаю яшчэ порцыю вытанчана-музычнай паэзіі. Яе трэба не проста чытаць, а смакаваць кожнае слова, радок, верш.
Как же прекрасно, что среди земляков есть такие талантливые люди. Каждое стихотворение такое близкое, родное, как-будто это всё произошло и со мной. Удивительно, но строки, написанные в 2010 году, как бы продолжение романа в стихах, датированных 1971 годом.Волнующе, трепетно, открыто, душевно. Так захотелось купить гранатовый браслет и непременно в цвет вишни сарафан.
Ольга Петровна, Вы—чувствующий тему публицист, но и лирик Вы—чудесный. Это великий дар писать стихи так тонко в наше такое прагматичное время.Уважаемая районка, порадуй ещё стихотворным творчеством О. Бородиной.