Государственные адресные субсидии — комментарии к указу
В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства с 6 августа 2017 года вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, — государственные адресные субсидии.
Государственные субсидии будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — также на погашение части основного долга по таким кредитам.
Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 240) определено, что субсидии будут выплачиваться тем гражданам, которые относятся к категориям, указанным в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13) по пунктам 1.1. и 1.2 .
Это 16 категорий, которые имеют право на льготный кредит, из них девять категорий, которые имеют право на внеочередное получение льготного кредита. Этот же принцип будет действовать и при реализации Указа № 240. В стране этих людей порядка 30% от общего количество состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
А всего на учете в Брестской области состоят более 95 тыс. человек, среди них примерно 47 тыс. — это молодые семьи, 3,2 тыс. — дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6,2 тыс. – многодетные (среди регионов Республики – это самый высокий показатель, из них состоит на учете более 3-х лет 2451 многодетная семья, 1286 многодетных семей имеют 4-х и более несовершеннолетних детей).
Количество людей, которые могут получить адресные субсидии, разнится в зависимости от региона (в столице, учитывая более высокий уровень дохода, около 15% очередников имеют право на господдержку, в регионах — это 30-40%, в сельских населенных пунктах — еще больше).
Адресные субсидии будут выделяться как на строительство жилья в многоквартирных жилых домах, так и на индивидуальное жилищное строительство (включая реконструкцию).
Если подошла очередь, гражданин обращается в исполком, где принимается решение о предоставлении субсидии и производится ее расчет. Далее гражданин с выпиской из решения исполкома обращается в банк для заключения кредитного договора с учетом размера субсидии.
Размер адресных субсидий будет зависеть от ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь. Субсидии на уплату процентов предоставляются:
многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, они будут предоставляться в размере ставки рефинансирования плюс 2%,
многодетным семьям, имеющим четверых детей и более — ставки рефинансирования плюс 3%,
многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, (если они учатся, совместно проживают) — ставки рефинансирования плюс 2%.,
иным гражданам, которые имеют право на господдержку, — ставка рефинансирования минус 2%.
Отдельные категории граждан будут получать субсидии и на погашение основного долга. Так, семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, будут погашать 90% основного долга, при наличии четверых детей — 100%. Молодым семьям при рождении, усыновлении, удочерении первого ребенка — это 10% от суммы основного долга, если появляется второй ребенок — 20%, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей — 35% от суммы основного долга.
Механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства.
Условиями предоставления такой государственной поддержки являются очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных (за исключением военнослужащих).
Субсидия будет выплачиваться ежемесячно в период кредитования. При изменении состава семьи ее размер будет изменяться (меняется состав семьи — пересчитывается базовая стоимость кредита, вносятся изменения в решение исполкома и изменяется размер субсидии).
Поскольку размер субсидии зависит от ставки рефинансирования, то он также будет меняться в процессе платежей в соответствии с информацией Нацбанка об изменении ставки рефинансирования (будет производиться пересчет).
Введение государственных адресных субсидий позволит снизить затраты бюджета на строительство жилья.
Государство будет привлекать не только прямые бюджетные ресурсы на поддержку жилищного строительства, но и ресурсы банковской системы. Новый механизм позволит увеличить объем кредитования жилищного строительства, при этом уменьшить затраты бюджета.
Поручением Правительства от 1 июля 2017г. № 04/200-564/7404р поручено изысканные кредитные ресурсы в размере 135 млн. рублей (60 млн. рублей по линии ОАО «АСБ «Беларусбанк» и 75 млн. рублей по линии ОАО «Белагропромбанк») в 2017 году направить на кредитование многодетных семей.
Компенсация будет производиться не так, как сейчас по Указу № 13 (выплачивается Беларусбанку из бюджета), а будет осуществляться адресно для каждого гражданина, имеющего право на льготу. Льготы, предусмотренные Указом № 240 — менее обременительные для бюджета, чем по Указу № 13.
Кредит для льготных категорий по Указу № 240 обойдется несколько дороже для граждан, чем по Указу № 13.
Так, семья из трех человек (60 кв.м по Br660 за кв.м) под кредит Br35 тыс. должна уплачивать по указу №13 Br224 ежемесячно, а по указу №240 ежемесячный платеж составит Br347, для семьи из четырех человек — соответственно Br298 и Br463, для многодетных семей с тремя детьми — Br45 и Br80, для многодетных семей, в которых воспитываются четверо детей и более, сохраняется полное погашение основного долга и процентов по кредиту.
Таким образом, дополнительно привлекаются средства граждан. По нашему мнению, это подъемные для семей средства, их посильно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия.
Государственная поддержка в виде льготных кредитов и субсидий будет действовать параллельно, с сохранением принципа одноразовости ее получения.
Что касается механизма финансирования, то субсидии централизованно формируются при утверждении бюджета на очередной финансовый год, определяется их объем, цифры доводятся до областей и Минска, Минфин перечисляет эти субсидии в бюджеты регионов и столицы, потом деньги распределяются по районам и городам, а исполкомы принимают решение о выделении субсидий льготникам для строительства. Затем сведения о размере субсидий централизуются на уровне регионов, и производится начисление персонально на каждого человека. Деньги отдаются не банку, а поступают конкретному гражданину.