Без молитвы и покаяния пост становится лишь диетой
Продолжается Великий пост. Зачем он нам, как к нему относиться, какое значение он имеет в нашей жизни? Дополнительные заботы, лишние сложности? Нельзя вкусно поесть, нужно многое исключить, от привычного отказаться, отчего жизнь наша станет менее комфортна…
Предпочитая бездушную жизнь, которая, как броня, хранит и убаюкивает нашу совесть, мы живем в свое удовольствие до первого «толчка» от Господа. Но Он, жалеет нас, и непременно «разбудит» горем. И тут обнаруживается, что внешнее наше благополучие не дает никаких сил, чтобы перенести посланные Богом испытания. Внутренней силы – все принять как есть, перенести, выстоять – у нас нет. Нет у нас и должной Веры. Душа черства и бессильна…
Дай Бог, чтобы ни ударов судьбы, ни лишений, ни потерь не потребовалось для того, чтобы разбудить нас, чтобы вполне хватило звука колокола, зовущего в храм, где общее покаяние Великопостных дней раскроет души наши для новой жизни с Богом во свете Его повелений. И пост нам дан, чтобы узнать себя, увидеть Бога, освободить Ему место в душе, помнить, что никуда не денешься и в конце дней своих предстанешь пред Ним…
Великий пост – это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время приготовления к самому большому празднику – празднику Святой Пасхи, и продолжается он около пятидесяти дней.
Совсем не случайно первое указание, данное Богом человечеству, – это заповедь о посте. Сотворив человека, Господь стал учить его любви. Для этого Он дал Адаму и Еве небольшое послушание – не есть плодов с древа познания добра и зла. Исполняя повеление, или желание Божие, люди могли проявить этим свою любовь к Нему (так и мы, любя своих родителей, непременно слушаем их). Поскольку Господь не хотел, чтобы человек делал что-либо по принуждению, то даровал ему свободную волю, дабы любовь к своему Творцу люди (Адам и Ева) проявляли добровольно. После грехопадения и изгнания из рая заповедь о посте, как проявление нашей добровольной любви ко Господу, стала еще нужнее.
Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, тем самым указывая, чтобы и мы хранили пост. Постились и святые апостолы, как об этом свидетельствует Священная история.
С давних времен христиане добровольно лишали себя удобств и всеразличных удовольствий, противопоставляя всему этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождения по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось живым и лучшим свидетельствованием нашей веры.
Какое же значение имеет пост для души? Переходя на менее питательную пищу, мы делаем себя легкими, более подвижными, способными к духовной жизни – другими словами, постом мы ослабляем чувственность и даем перевес нашему духу над нашей плотью. Насколько влияет пища на духовную жизнь и работу, легко убедиться на собственном опыте. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой, стать на молитву – вы увидите, как это непросто. Кто-то заметит, что можно злоупотреблять и постной пищей, то есть переедать. Верно. Церковь предписывает и для постной пищи умеренность и воздержание, то есть немножко недоесть.
Некоторые считают, что постная пища не совсем способствует здоровью человека и ошибаются. Для людей с нормальным здоровьем она не вредна. Если кому-то по болезни необходимо иное питание, то Церковь оговаривает облегчение в посте. Ибо здесь важно не изнурение тела, а лишь ослабление нашей чувственности. А что пост нисколько не вреден для здоровья, свидетельствует статистика меньшей заболеваемости верующих во время постов, чем непостящихся. Кстати, многие люди, всегда соблюдающие пост, достигают 90-100 лет земной жизни.
Основа поста – борьба со грехом через всеразличные воздержания, одно из которых – воздержание в пище. И здесь очень значимо упражнение в ограничении себя, а не в самоистязании… Каждый волен свой пост соизмерять со своими физическими и духовными возможностями и входить в пост постепенно. Хорошо бы посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии, а заодно и спросить благословение на этот подвиг. Больным желательно посоветоваться с лечащим врачом. Беременным и кормящим грудью женщинам необходимо обратиться к приходскому священнику, дабы сделать послабление в пище. Послабление так же допускается малолетним детям и путешествующим.
Если кого-то интересует конкретика поста, то здесь существует пять степеней: вкушение рыбы; горячая пища с маслом (растительным); горячая пища без масла; сухоядение (т.е. сырые овощи и фрукты, сухофрукты и т.д., хлеб, вода); полное воздержание от пищи.
Будьте всегда рассудительны и благоразумны в постные дни, чтобы не навредить себе и окружающим.
Мы еще более оценим значение поста, если вспомним: он заключается не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, курения, спиртного и т.д. Наконец, Церковь требует от нас и духовного воздержания. Во время поста мы должны заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний, дурных слов и выражений, которые сегодня с избытком изобилуют в обществе.
Вообще пост телесный без поста духовного малополезен для спасения души, а порой и вредит, так как человек, воздерживаясь от пищи, зачастую проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Нельзя не упомянуть, как на эту тему рассуждает один из величайших столпов христианского мира святитель Иоанн Златоуст: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать – воздержись и т.д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотней помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т.п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою – только имей охоту трудиться!»
А завершить эту беседу мне хотелось бы молитвой святого Ефрема Сирина, читаемой на богослужениях в период Великого поста и в свое время переосмысленной великим Пушкиным:
Сложилось множество божественных молитв,
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего свежит неведомою силой:
«Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия – змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
Серафим ЖИТКО.